ФОРМАЛИЗМ

ФОРМАЛИЗМ

ФОРМАЛИ́ЗМ в литературе, эстетическая тенденция, выражающаяся в отрыве формы от содержания (см. Форма и содержание) и абсолютизации ее роли. Особенно характерен для некоторых литературных течений и школ конца XIX—XX вв. Ф. возникает и существует, не опустошая искусства слова окончательно, лишь как тенденция; когда же он становится определяющим принципом, произведения писателя лишаются художественной ценности (например, стихи А. Е. Крученых, экзерсисы представителей летризма).

Формалистические тенденции возникают прежде всего вследствие уклонения литературы от современной социальной жизни, что ведет к гипертрофии чисто формальных задач, к сужению или «выветриванию» содержания. На первый план выдвигаются самодовлеющее изображение предметного мира или потока мыслей, «перехваченных на полдороге» (см. «Поток сознания» в литературе), различного типа стилизации (А. де Ренье, М. А. Кузмин), самоценное плетение словеснообразной ткани (имажинизм) и т. п. В конечном счете содержание в таких произведениях теряет целостно-живую связь с полнотой реальной жизни, замыкаясь в рамках самой литературы и приобретая т. о. вторичный характер: произведение исходит не из жизни, а из предшествующего мира литературы. Авангардизм, с его принципиальной активностью, во имя будущего ниспровергает прошлое, его культуру, что выражается, в частности, в безоглядной ломке классических художественных форм и в изобретении новой формы ради самой новизны. Такое формалистическое экспериментаторство присуще футуризму, конструктивизму, дадаизму, сюрреализму, а также различным неоавангардистским течениям вроде «Группы-63» в Италии. Не случайно на основе авангардизма сложились эстетические концепции, видящие художественность литературы исключительно в форме (например, концепции раннего ОПОЯЗа; см. «Формальный метод» в литературоведении). Последовательно авангардистское произведение лишено живой слитности содержания и формы. В качестве содержательной стороны здесь обычно выступает идеологическая догма анархического или иного «левого» толка, а формальной — самоцельные стилевые эксперименты (например, в духе структуралистического понимания поэтического языка — работы группы «Тель Кель» в одноименном журнале). Иногда термин «Ф.» употребляется в более широком смысле. Так, своего рода «формалистические» тенденции свойственны самым ранним стадиям становления литератур, когда искусное владение словом и ритмом уже само по себе выступает как художественная ценность. Еще более близкую аналогию Ф. представляют некоторые литературные явления, относящиеся к эпохам застоя или исчерпанности художественных культур, теряющих живые, реальные истоки и приобретающих черты «эстетизма» (свойственны, например, прециозной литературе, маринизму, стилю рококо). Но сознательный и даже воинствующий характер Ф. обрел лишь в литературе XX в., когда вошел в обиход и сам термин. Правда, в советской критике он нередко (особенно в 30—40-х гг.) употреблялся слишком расширительно: к Ф. причисляли чуть ли не любой обостренный интерес к проблемам художественной формы и всякий серьезный опыт новаторского формотворчества. Иногда Ф. рассматривался как неотъемлемая черта всей внетрадиционной, нереалистической, «кризисной» литературы XX в. Однако это не соответствует действительности: так, для символизма (особенно русского и скандинавского), экспрессионизма, писателей-экзистенциалистов (см. Экзистенциализм) Ф. в прямом смысле слова не характерен.

По мнению некоторых советских исследователей, понятие Ф. применимо и к нетворческому заимствованию, подражанию, эпигонству. Использование канонизируемых жанров, мотивов, образов, идей приобретает в таких ситуациях формальный характер, в лучшем случае оставаясь искусным наследованием форм, из которых ушла жизнь. Содержание таких произведений (даже при внешней проблемно-тематической значительности) банально, исполнено рассудочной рутины, а форма «безлична», изобилует образными клише. Традиционалистский («академический») Ф., как и его внешний антипод — Ф. авангардистов, чужд основе искусства — «открытию мира».

Литература:
Медведев П. Н., Формализм и формалисты, [Л.], 1934;
Против современного абстракционизма и формализма. Сб. переводов, М., 1964.

Д. Ольгин.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ФОРМАЛИЗМ" в других словарях:

  • ФОРМАЛИЗМ — направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМАЛИЗМ — [< лат. forma вид, образ, изображение] 1) соблюдение внешней формы в ущерб сути дела; 2) противопоставляющее себя актуальным задачам общественной жизни направление в эстетике, искусстве, литературе и т. п., придающее главное значение форме в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формализм — а, м. formalisme m., нем. Formalismus <лат. 1. Преобладание внешней формы, правил в каком л. деле; формальное отношение к чему л. БАС 1. Тяжелый формализм, военная вытяжка (руки по швам! ) и гражданское подобострастие в одежде, наружности и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, формализма, мн. нет, муж. 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему нибудь. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе. 2. Направление (в искусстве, в… …   Толковый словарь Ушакова

  • формализм — абстракция; педантизм, казенщина, официальность, забюрократизированность, канцелярщина, формалистика, педантичность, педантство, формальность, буквоедство, ригоризм Словарь русских синонимов. формализм буквоедство (разг.) см. также педантизм… …   Словарь синонимов

  • Формализм — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристокр …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Формализм —  Формализм  ♦ Formalisme    Суждение не о материальном или чувственном содержании чего либо, а о его форме. Так, в формальной логике и в математике рассуждают об «иксах» и «игреках», входящих в знаковую систему, подчиняющуюся собственной… …   Философский словарь Спонвиля

  • ФОРМАЛИЗМ — 1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в прекло …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, а, муж. 1. Соблюдение внешней формы в чём н. в ущерб существу дела. Бюрократический ф. 2. В искусстве, эстетике и других гуманитарных науках: общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в …   Толковый словарь Ожегова

  • ФОРМАЛИЗМ — англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX XX вв., претендующее на раскрытие… …   Энциклопедия социологии

  • Формализм — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в… …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»